Назад

Неочевидные фильмы о победе и преодолении

Фото: Nordisk Film Production

Кинокартины о победах и преодолении, как правило, проходят по ведомству таких зрелищных жанров, как военно-исторический, спортивная драма и байопик о жизни знаменитости. Но вдохновляющие истории, которые помогают и на свою жизнь взглянуть под другим углом, можно найти в куда менее заезженных сюжетах. Выбрали несколько необычных фильмов, в которых победы и поражения не так уж очевидны и однозначны, но это не делает их менее важными и судьбоносными для героев.

Человек, который изменил всё (2011, Беннетт Миллер)

Кино о победе человека над системой и предрассудками
Спортивная драма, основанная на книге Майкла М. Льюиса «MoneyBall. Как математика изменила самую популярную спортивную игру в мире». В фильме речь идет о менеджере бейсбольной команды «Окленд Атлетикс» Билли Бине в исполнении неподражаемого Брэда Питта. Бин стоит у руля команды с очень скромным бюджетом, но при этом мечтает завоевать кубок. Он не может скупать дорогих игроков, как это делают его конкуренты, поэтому решает подойти к подбору игроков в свою команду с математической точки зрения, то есть с опорой на статистические метрики, коррелирующие с результативностью спортсменов.

Кадр из фильма «Человек, который изменил всё»Фото: кадря из фильма «Человек, который изменил всё» / Sony Pictures Digital Productions Inc.

И хотя в результате всех усилий у «Окленд Атлетикс» так и не получается вскарабкаться на самую вершину МЛБ (Major League Baseball – главная бейсбольная лига США), Билли Бин одерживает персональную победу: он навсегда меняет подход к подбору игроков в бейсболе. Он переворачивает игру.

Фильм интересен и тем, что основан на реальных событиях: Билли Бин с идеей набирать игроков согласно статистике, а не субъективной оценке персональных скиллов игроков, действительно существует и вот уже 27 лет занимает руководящие должности в клубе «Окленд Атлетикс».

Спортивная драма, снятая Беннеттом Миллером, рассказывает не столько о тернистом пути к пьедесталу, сколько о противостоянии человека и системы. Картина получила шесть номинаций на «Оскар» и четыре – на «Золотой глобус». А некоторые кинокритики считают, что роль Билли Бина – лучшая в карьере Питта.

Ахиллес и черепаха (2008, Такэси Китано)

Кино о победе мечты над человеком
В центре повествования – Матис, который с детства мечтает стать художником – то ли по собственной инициативе, то ли с подачи трепещущего перед живописью отца. В жертву своей мечте Матис приносит буквально всё: физическое, душевное и интеллектуальное благополучие, карьеру, дочь и жену.

Матис одержим живописью – это движущая сила его жизни, ничто другое его не интересует. Он не может заботиться о себе сам: его жене и дочери приходится зарабатывать деньги, чтобы прокормить семью и покупать Матису краски. Со временем жена становится буквально рабом его творческих фантазий, за что в конечном счете едва не попадает в тюрьму. Но все эти «мелочи» не заботят художника: ему некогда отвлекаться – он гонится за признанием, которое никак не может получить.

Кадр из фильма «Ахиллес и черепаха» / Office Kitano

Матис стремится быть актуальным, старается в своем творчестве концептуально обрабатывать современную повестку, однако, по мнению арт-дилера, каждая новая работа Матиса – это всегда почти то, что нужно, и всё же недостаточно. Матис усердно следует советам своего «наставника», не сознавая, что настоящее искусство как чистый акт творчества идет от сердца, а не от ума.

Это последний фильм из трилогии (первые два – «Такешиз» и «Банзай, режиссер!») Такэси Китано, которая исследует психологию творчества, творческий кризис и ту грань, за которой жертва ради искусства становится преступлением как против самого художника, так и против другого человека. В основу киноленты положена метафора, отсылающая к одной из знаменитых апорий древнегреческого философа Зенона, которая заключается в том, что Ахиллес никогда не сможет догнать убегающую от него черепаху.

Китано рассказывает историю о борьбе художника с искусством и о его поражении. Это фильм о том, каким жалким и нелепым становится человек, когда его побеждает собственная мечта, которую он не смог ни осуществить, ни отказаться от нее – и теперь волочится за нею, как пустая консервная банка, привязанная к хвосту собаки.

Кадр из фильма Кадр из фильма «Ахиллес и черепаха» / Office Kitano

Киноленты Такэси Китано носят глубоко интимный характер: в своих фильмах японский режиссер исследует в первую очередь самого себя. Так, в «Ахиллесе и черепахе» все картины, написанные Матисом, были созданы самим Китано, который и играет в фильме главную роль.

Все ненавидят Йохана (2021, Халлвар Витсё)

Кино о победе человека над обстоятельствами и судьбой
В картине Халлвара Витсё перед зрителем разворачивается история жизни флегматичного Йохана Гранде – от рождения и до самой смерти. Йохан рано теряет родителей, но в наследство от них, помимо дома на острове, получает главное увлечение в жизни – страсть к взрывам. Из-за опасного хобби Йохана не любят в общине, как не любили и его родителей. И небезосновательно: периодически взрывы приводят к трагическим последствиям, которые калечат жизнь не только самого Йохана, но и окружающих. Но это не останавливает юношу, ведь взрывы – единственное доступное ему средство выражения своих эмоций. Так делали его родители, так делает он, и этому же, очевидно, Йохан планирует научить своих детей.

Все ненавидят ЙохонаКадр из фильма «Все ненавидят Йохона» / Nordisk Film Production

Йохан любит девочку Солвор, а она любит его. Но в возрасте примерно 17 лет по вине Йохана происходит трагический случай, и Солвор остается инвалидом. Из-за случившегося молодой пироман вынужден покинуть общину и остров. Через много лет Йохан возвращается и хочет строить семью с Солвор, но женщина отказывается, хотя и любит Йохана. Тут и гордыня, и безволие против авторитаризма матери, которая полностью контролирует жизнь дочери-инвалида, и страх, что скажут люди, ведь над Йоханом по-прежнему все смеются.

Киноповествование в картине продвигается в прохладно-неторопливом норвежском стиле: большая часть действия остается за кадром, зритель наблюдает лишь последствия ключевых событий и попытки героя осмыслить реальность, как-то совладать с нею. Это фильм, в котором всё на своих местах: оригинальная история от знаменитого норвежского писателя Эрленда Лу, бесподобно подобранные актеры, локация – маленький остров вдали от большой земли, северная палитра киноленты в сдержанных тонах и аудиоряд, в котором тишина уединенного места естественным образом сливается со звуками вечного, бесстрастного моря.

Все ненавидят ЙохонаКадр из фильма «Все ненавидят Йохона» / Nordisk Film Production

Режиссер Халлвар Витсё предоставляет зрителю самостоятельно распутывать целый клубок вопросов – о социуме и индивиде, о неумении человека понимать и выражать себя, о смысле жизни и значении любви.

Это фильм о победе внутреннего чувства свободы человека над сковывающими рамками социальных страхов и стереотипов. О победе характера, который в своей упертости хочет следовать своему, однажды избранному пути, преодолевая внешнее давление. Это фильм о победе человека над обстоятельствами и судьбой.

Моя собака Идиот (2019, Иван Атталь)

Кино о победе человека над самим собой
Писатель Анри обнаруживает себя в кризисе средних лет, который к тому же усугубляется творческим коллапсом: 25 лет назад он написал роман, ставший бестселлером, но с тех пор из-под его пера выходит лишь посредственная проза. В творческом бесплодии Анри винит семью: жену, когда-то умопомрачительную девушку, которая принесла в жертву свои желания, амбиции и карьеру ради литературного гения своего мужа, а теперь начинает каждое утро с антидепрессантов и вина, а также четверых детей – уже взрослых, но несамостоятельных инфантильных оболтусов, плотно опекаемых своей матерью.

Анри мучается от творческой несостоятельности, но все его усилия направлены на добычу денег, чтобы прокормить ораву, сидящую у него на шее. Он погружен в свои страдания и упивается жалостью к себе, но вдруг в его унылое существование самовольно вторгается пес, который руководствуется по жизни лишь одним правилом: делаю только то, что хочу.

Несмотря на сопротивление домочадцев, Анри оставляет собаку: мужчину восхищает напористость и независимость пса – те качества, которых так не хватает самому Анри, чтобы вырваться из семейной рутины и зажить наконец жизнью мечты. В результате присутствие флегматичного, но очень упертого животного, избавленного от рефлексии и чувства вины, постепенно начинает самым неожиданным образом менять жизнь всей семьи.

Моя собака идиотКадр из фильма «Моя собака идиот»/ Good Time Productions

Фильм основан на повести Джона Фанте «К западу от Рима». Картина вобрала в себя все лучшие черты французского кинематографа: легкость повествования, тонкий юмор и неуловимый шарм, который заключается то ли в присутствии в кадре хорошего вина в благородных бокалах, то ли в привычке французов называть вещи своими именами, не прячась ханжески за полунамеками.

Эта картина, казалось бы, ничем не примечательна: в ней нет лихих поворотов сюжета или глубокой драмы. И тем не менее в фильме поднимается множество вопросов: о творчестве и жертвах, которые приходится приносить каждому, кто занимается искусством, а также об истинных ценностях и заблуждениях человека.

Иван Атталь, который непосредственно участвовал в написании сценария и сам же сыграл главную роль – на пару со своей гражданской женой Шарлоттой Генсбур (к слову, в фильме также снялся их старший сын Бен Атталь), рассказал историю победы человека над гордыней и самим собой – победы негероической и даже заурядной, но для большинства труднодостижимой.

Автор Полина Лопусова
18 АПРЕЛЯ 2024