Назад

Что смотреть после «Дюны»

Кадр из фильма «Навсикая из Долины ветров». Фото: Nibariki

Уже успели посмотреть вторую часть «Дюны» и даже пересмотреть первый фильм для полной картины, но пески, гигантские черви и далекое-далекое будущее не отпускают? Собрали подборку фильмов про космос, пустыню и даже червей, которые будут прекрасным дижестивом после пустынной космооперы.

«Звездные войны: Новая надежда» (1979, Джордж Лукас)

Роман «Дюна» Фрэнка Герберта был в числе главных источников вдохновения Джорджа Лукаса, начиная с первого синопсиса сценария «Звездных войн». Люк Скайуокер, главный герой канонического корпуса саги про джедаев и ситхов, вырос на пустынной планете Татуин, прообразом которой был Арракис, или Дюна. На Татуине, так же как на Арракисе, с помощью сложных технологий практикуют сбор воды.  

Фото: 20th Century Studios

В обеих историях ментальные способности и самодисциплина имеют ключевое значение для героев. Джедаи используют пусть и световые, но всё же мечи и не признают сражение на бластерах. Так же как адепты ордена Бене Гессерит в «Дюне», они используют для воздействия на соперников «голос». 

Встав на путь джедая, Люк встречает повстанцев. В «Дюне» Пол после падения дома Атрейдесов отправляется к местным жителям – фременам. Кроме того, обе истории составлены по схеме мономифа о странствии героя, которую разработал Джозеф Кэмпбелл. В «Звездных войнах» избранный Люк Скайуокер решается спасти принцессу от монструозного Дарта Вейдера, управляющего супероружием – Звездой Смерти размером с планету.

Зачем смотреть: проверить, почему «Звездные войны» называют первой удачной экранизацией «Дюны».

«Бегущий по лезвию» (1982, Ридли Скотт)

«Бегущий по лезвию» признан шестьюдесятью учеными, опрошенными The Guardian, лучшим научно-фантастическим фильмом. Этот медитативный земной нуар про охоту детектива Рика Декарда на восставших человекоподобных роботов нового поколения, на первый взгляд, далек от инопланетных пустынь и червей. Их объединяет главный вопрос о человеческой сущности, на который по-разному отвечают фильмы. 

Фото: The Ladd Company

Человек или репликант? – задача, которую решает Декард, когда ищет сбежавших мятежников, тестирует свою возлюбленную и даже самого себя. Пол Атрейдес в одной из открывающих сцен «Дюны» проходит тест гом-джаббар, или испытание болью, главный вопрос которого – человек или животное?

Перенаселенное технологическое будущее у Ридли Скотта максимально непохоже на феодально-сырьевой вариант Фрэнка Герберта. Но в обеих вселенных люди ищут ответы на вопрос, что значит быть человеком в условиях жесткого дефицита — подлинных вещей, эмпатии, пряности или воды.

Зачем смотреть: представить, что сам должен протестировать себя и окружающих по схеме «человек или робот».

«Навсикая из Долины ветров» (1984, Хаяо Миядзаки)

«Дюну» Фрэнка Герберта считают источником постапокалиптического мира, созданного Хаяо Миядзаки для фильма о Навсикае. Три столетия спустя после страшной войны Землю поглотил токсичный Лес, населенный гигантскими насекомыми, а люди ютятся в удаленных друг от друга оазисах. Навсикая пытается воспрепятствовать новой войне, которая может развернуться за возможность обладать одним из уцелевших образцов супероружия, уничтожившего когда-то мир.

Фото: Nibariki

Как и в «Дюне», здесь сильна экологическая тема – Пол Атрейдес обещает сделать песчаную Дюну зеленой, а Навсикая – выясняет, что Лес не убивает, а восстанавливает Землю, очищая ее от токсичных отходов. Гигантские твари в обеих историях оказываются необходимым условием выживания экосистемы и зависящих от нее людей. Наконец, главные герои – Навсикая и Пол Атрейдес – юные аристократы, которые становятся избранными эко-воинами, ожидаемыми мессиями.

Зачем смотреть: увидеть, как прекрасная воительница в альянсе с гигантскими жуками спасает мир от эко-катастрофы.

«Дрожь земли» (1990, Рон Андервуд)

Жителей городка, затерянного посреди каменистой пустыни штата Невада, атакуют подземные монстры, чутко реагирующие на звук и вибрацию грунта. Твари быстро передвигаются и пожирают что угодно, даже автомобильные покрышки. 

Фото: Universal Pictures

Сценаристы «Дрожи» Брент Мэддок и С.С. Уилсон утверждали, что концепт пришел им в ранних 80-х, когда они работали над обучающими фильмами для Военно-морского флота США. Сидя на валунах, коллеги задались вопросом, что было бы, если бы нечто не позволяло им спуститься с валунов.

Идею о «земляных акулах» их приятель Рон Андервуд, работавший тогда документалистом для National Geographic, докрутил до гигантских подземных плотоядных червей 9 метров в длину. Поменьше, чем гигантские песчаные Шаи-Хулуд в «Дюне», но до жути похоже.

«Дрожь земли» – хоррор-комедия про выживание в схватке с подземными монстрами. У «Дрожи» есть пять прямых продолжений и приквел, но, как обычно бывает в таких случаях, первый фильм ни на что не променять.

Зачем смотреть: насладиться прекрасно реализованной простой хоррор-идеей: «а что если огромные черви жрут всех, нападая из-под земли».

«Интерстеллар» (2014, Кристофер Нолан)

Фильм начинается в ранней фазе постапокалипсиса – перенаселение и дефицит ресурсов породили последнюю войну, и выжившее человечество решило отказаться от развития технологий. Нечто похожее произошло за десятки тысяч лет до начала событий в «Дюне».

В «Интерстелларе» выжившее человечество столкнулось с новой угрозой – неистребимый вирус выкашивает культурные растения, основу пищевого производства. Сокращение посевов порождает мощные пылевые бури, губящие выживших и существующих на грани голода людей. Земляне отправляют героев на поиски новой пригодной для жизни экзопланеты. Но и за гранью нашей галактики людям по-прежнему приходится решать этические вопросы, кого спасать в первую очередь – себя или человечество?

Фото: Paramount Pictures

В «Дюне» люди преодолевают время с помощью ментальных усилий – навигаторы Гильдии Космогации используют для этого вещество меланж, Пол Атрейдес добавляет к эффекту меланжа собственные способности избранного. В «Интерстелларе» главный герой проходит сквозь пространство и время с помощью космической черной дыры.

Зачем смотреть: собрать все пазлы рассказанной Ноланом истории воедино и представить возможное ближайшее будущее Земли как далекое прошлое «Дюны».
15 МАРТА 2024